В 2022 году стартует федеральный проект по переходу на экономику замкнутого цикла. Как это повлияет на работу кровельных компаний и производителей строительных материалов? Информацию «из первых рук» получат делегаты Всероссийского кровельного конгресса, который состоится 19-20 мая 2022 г. в Москве.
В начале 2022 г. был утвержден паспорт федерального проекта «Экономика замкнутого цикла». О том, какие изменения ждут подрядные организации, как кровельщикам утилизировать строительный мусор по новым правилам, какая ответственность ждёт производителей, участникам расскажет Кондратьев Артем Александрович, управляющий Национальной ассоциации демонтажных организаций.
До текущего момента в России не было предусмотрено комплексного законодательного регулирования отношений по обращению с отходами строительства и сноса, а также мер экономического стимулирования раздельного сбора и накопления такого мусора. Индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в различных отраслях экономики сейчас не превышает 1%. Однако предполагается, что к 2024 году он вырастет до 10%.
В Градостроительном кодексе РФ и постановлении правительства РФ №87 (регламентирует требования к содержанию проектной документации на строительство, реконструкцию или снос зданий), а следовательно, и в сметных расчетах, не говорится про раздельный сбор строительных отходов и их транспортировку на специализированные объекты для переработки. Сметы демонтажа обычно не учитывают реальное расстояние, на которое потребуется вывезти строительные отходы и мусор: в итоге появляются стихийные навалы мусора возле дорог и в лесах. Подрядные организации заключают договоры о вывозе мусора с компаниями-субподрядчиками, но контролировать качество их работ не могут. Природоохранная прокуратура, которая противодействует несанкционированным свалкам, не может уследить за «каждым КамАЗом», отъезжающим со стройплощадки.
С 2021 года в Московской области запустили новые правила для строительных отходов: для всех участников процесса (отходопроизводителей, включая управляющие компании, транспортировщиков и переработчиков) определили требования по обращению с такими отходами. В регионе создана информационная система, в которой регистрируются транспортные средства, перевозящие строительные отходы, что позволяет проследить их путь до точки переработки. С июня 2021 года за перемещение строительных отходов без электронного талона предусмотрен штраф на граждан в размере до 5 тыс. руб., для ИП — до 40 тыс. руб., для юридических лиц — до 250 тыс. руб.
Правительство ставит цель к 2030 году добиться использования 40% вторичных ресурсов в строительстве. Эти цифры уже сравнимы с цифрами за рубежом: в Германии во вторичный оборот вовлекается 68% отходов, а в Швеции – 49%.
Кровельный и металлургический вестник.